У такого явления, как манипуляция, есть очень не приятная сторона. Вам может быть неизвестно, что вы сами порой ловко манипулируете. При этом совершенно не подозревая об этом, так изловчились. И это полбеды, если дело относится только к частной человеческой коммуникации. А что делать если манипуляция используется вами в рабочей обстановке и распространяется на всю команду? А что если вы сами страдаете от того, что манипулируете? Да, речь пойдет о том, что существуют области, где выгодоприобретатель сам себя пытается съесть или пилит сук на котором сидит.
Прежде всего стоит раскрыть интригу. Это случай, когда предлагают так называемый выбор без выбора. Вам как бы формально дают основания для выбора, но на самом деле выбора нет. Это как искать рубашку 48 размера, когда магазин торгует только 54 размерами, но разных фасонов и всей палитрой цветов. Упрекнешь тут в отсутствии выбора!
Александр Соколоверов в своей книге «Управление маркетингом нетривиальным образом» приводил кейс из ритейла. Это, если мне не изменяет память, были сухарики или чипсы, хотя эти детали сути не меняют. Этот момент он пояснял следующим образом. Чтобы на рынке сухариков перетянуть внимание потребителя на свой продукт, можно воспроизвести выбор. Только это будет выбор не разных вкусов разных производителей, а выбор широкого спектра вкусов одного и того же базового продукта. Такой фокус рекламщика, вы наблюдаете ежедневно приходя в магазин чтобы купить, к примеру, шампунь или йогурт.
Итак, к чему я вдруг начал рассказывать выборе без выбора? Интрига, кстати, открывается только сейчас. Когда мы в ИТ (и не только между прочим) начинаем потихоньку усваивать суть гибкого подхода, но до внутренних установок еще далеко, тогда в реальных «полевых» условиях начинаем примерять гибкие подходы или просто новые фреймворки. В этот момент мы почему-то убеждены, что это точно не карго-культ, что все под нашим контролем и мы точно знаем что.. творим. А ведь иначе не скажешь, творим, правда, с саркастическим оттенком слова.
Выбор без выбора в подобной ситуации проявляет себя в том, что ни один из подходов не заработает оптимально, пока вы не проработали процесс классическими методами. Не разберете его на составляющие, атомарные части, не увидите взаимосвязи, исключения и ограничения. И только когда вы примените архитектуру взаимосвязей, построите и посчитаете несколько моделей процессов, а, быть может, увидите несколько экземпляров процессов для различных внешних факторов, вот тогда и будет понятно, использовать скрам, канбан, спотифай модель или придумывать имя своей модели и пользоваться ею. Поиск своего пути поможет понять Зачем для каждого шага в любом процессе. Это полезно для сотрудников, они понимают как устроены процессы и следуя какой логике. Это понятно вашим партнерам, будь это провайдеры, дистрибуторы или коллеги из дочерних структур. Это понятно вам самим, когда вы принимаете очередное решение или составляете план. Выбор есть всегда, да, это пошлая фраза тут только для того, чтобы вы отличали подлинный выбор, от его демонстрации.
На всякий случай ссылка на книгу А. Соколоверова: https://www.litres.ru/aleksandr-sokoloverov/umno-ili-upravlenie-marketingom-netrivialnym-obrazom-6192264/?lfrom=143937599&ref_key=4ab7d46705535ae2e9459739a73387001d9d98cdfba30e7c762ae0eef2adff64&ref_offer=1
0 комментариев