Ранее (см. страницу Управления знаниями) определился с темой последующих активностей и предложил рассматривать огромный сегмент навыков специалиста анализа — Управление знаниями — «в схеме» SFIA. Сегодня речь пойдет о БД управления знаниями. Материал разделю на две части. Первая — о навыке в принципе. Вторая — об аспектах в схеме SFIA (автономия, влияние, сложность, деловые навыки, знания) вкупе с семиуровневой системой координат SFIA.

БД для управления знаниями — это лишь составная часть одноименных систем. Разговор о системах, естественно, еще сложнее. 

Поэтому на данном этапе буду стараться не выходить за рамки БД как источника знаний, лишь немного касаясь системного аспекта.

В отличие от систем, БД имеет цель хранить накопленные знания и на этом почти все, если не упоминать о ролях и полномочиях, связанности и схемы и тд. Чтобы договориться, о чем конкретно речь, предлагаю остановиться на том, где находятся знания. Подчеркиваю, знания! Не данные и обобщающая, связанная информация.

В организациях такими местами могут быть:

  • результаты собранной отчетности, которая может храниться, как в каталогах или почтовых рассылках, так и в виде предоставляемых сервисов,
  • описания процессов и наблюдений, которые могут быть или на локальных ПК, письмах, в вики-системах и тд.,
  • полезная информация для каких-либо дел, в виде сообщений в чатах и письмах, комментариев в документах или страницах систем вики, протоколы в календарях эксченджа, детали сотрудничества в CRM системах и тд,
  • Мета-данные в реестрах различных систем.

Учетная информация о сотрудниках в бухгалтерских системах, контактах партнеров в CRM, расписаниях, списках инициатив и тд хранится в специально отведенных местах и с использованием разных наборов и условий доступа и использования.

Видно, что понятие БД управления знаниями понятие неоднозначное и навык «Ведение базы данных по управлению знаниями» носить под собой тоже может разное. Поддержка СУБД, поддержка системы wiki/CMS. На что направлены процессы ведения таких БД? Развитие с точки зрения классификации знаний? Администрирование с обновлением, ведением пользователей резервным копированием? Или же все вместе?

Скорее всего, этот навык касается небольших коллективов, в которых действительно БД управления знаниями существует в виде wiki или каталогов с офисными файлами. Знаю точно, что есть тема систем управления знаниями и этот термин уже легче интерпретировать к определенным навыкам.

А какие БД управления знаниями вы использовали раньше? Поделитесь пожалуйста в комментариях. Чем я ранее пользовался или использовал частично или изучал. Речь сейчас больше о вики и cms решениях:

  • Confluence (конффлюэнс, конфлюнс, конфа) https://www.atlassian.com/ru/software/confluence удобная и гибкая среда с огроменным количеством интеграций и приложений,
  • mediaWiki (медиа-вики) https://www.mediawiki.org/wiki/MediaWiki самый популярный движок для быстрого формирования связанных знаний, но что касается безопасности специальных категорий информации — надо думать. к слабым сторонам могу отнести и не эргономичные процессы добавление картинок и таблиц. В дополнение — отсутствие как катового процесса одновременной работы над материалом.
  • DokuWiki (докувики) https://www.dokuwiki.org/dokuwiki (докувики) легковесный проект, почти повторяющий по сути движки с вики разметкой. У него добавляется только удобство в разворачивании.
  • гугл-документы, майкрософт 365, айклауд от эппл, зохо, яндекс, — и  так далее, все возможные вариации информационных экосистем.
  • Не оставлю без внимания государственное ПО. Часто ссылаются на поручение президента от 12 июня 2023 г. и большие корпоративные стороны готовят свои решения, о которых можно узнать в реестре Минцифр https://reestr.digital.gov.ru

В прошлом году мне удалось увидеть одну из российских разработок от компании МинерваСофт. Свои комментарии после промоушн вебинара (прекрасное словосочетание) я оставил тут https://t.me/Analyst_Plus/203 

Уровни ответственности SFIA

SFIA характеризует способности, связанные с базами данных управления знаниями, вторым уровнем ответственности — Оказание помощи (англ.: Assist). 

Автономность сотрудника на этом уровне ответственности не предполагает критический взгляд дна практики и правила. Специалист работает под ранее прочитанными правилами, с ограниченной свободой действий при решении рабочих вопросов, под руководством старших коллег, к которым может обратиться за советом в непредвиденных ситуациях. Планируя свою работу в сжатые сроки. Другими словами — развивает базу знаний в рамках запроса на добавление, исправление, удаления информации и ведения пользователей, которым доступна та или иная информация.

Он может оказывать Влияние на ближайших коллег при взаимодействии с ними. Поддерживает часть внешних контактов с внешними заинтересованными сторонами (клиентами, поставщиками и партнерами). 

Сложность работы такого сотрудника все же связана с:

  • работой в различных условиях
  • участии в решении рутинных проблем
  • применении творческого мышления или
  • предложении новых подходов к решению задач (хотя с автономной составляющей это не предполагается)

Деловые навыки

  • Устное и Письменное общение (коллеги, внутренние пользователями/заказчиками)
  • Знание и владение соответствующими методами, инструментами, приложениями и процессами
  • Рационально и организованно подходит к работе
  • Цифровые навыки для своей должности
  • Может определить возможности собственного развития
  • Полностью осведомлен об организационных стандартах Безопасности, Конфиденциальности и Этики и применяет соответствующие методы работы в своей работе.

Знания

  • Обладает базовыми знаниями в предметной области. 
  • Демонстрирует применение основных общих знаний, которые обычно содержатся в отраслевых сводах знаний.
  • Усваивает новую информацию, когда она представлена систематически, и эффективно применяет ее.

Комментарии можете оставить в блоге https://t.me/Analyst_Plus/233


0 комментариев

Добавить комментарий