Ранее (см. страницу Управления знаниями) определился с темой последующих активностей и предложил рассматривать огромный сегмент навыков специалиста анализа — Управление знаниями — «в схеме» SFIA. Сегодня речь пойдет о БД управления знаниями. Материал разделю на две части. Первая — о навыке в принципе. Вторая — об аспектах в схеме SFIA (автономия, влияние, сложность, деловые навыки, знания) вкупе с семиуровневой системой координат SFIA.
БД для управления знаниями — это лишь составная часть одноименных систем. Разговор о системах, естественно, еще сложнее.
Поэтому на данном этапе буду стараться не выходить за рамки БД как источника знаний, лишь немного касаясь системного аспекта.
В отличие от систем, БД имеет цель хранить накопленные знания и на этом почти все, если не упоминать о ролях и полномочиях, связанности и схемы и тд. Чтобы договориться, о чем конкретно речь, предлагаю остановиться на том, где находятся знания. Подчеркиваю, знания! Не данные и обобщающая, связанная информация.
В организациях такими местами могут быть:
- результаты собранной отчетности, которая может храниться, как в каталогах или почтовых рассылках, так и в виде предоставляемых сервисов,
- описания процессов и наблюдений, которые могут быть или на локальных ПК, письмах, в вики-системах и тд.,
- полезная информация для каких-либо дел, в виде сообщений в чатах и письмах, комментариев в документах или страницах систем вики, протоколы в календарях эксченджа, детали сотрудничества в CRM системах и тд,
- Мета-данные в реестрах различных систем.
Учетная информация о сотрудниках в бухгалтерских системах, контактах партнеров в CRM, расписаниях, списках инициатив и тд хранится в специально отведенных местах и с использованием разных наборов и условий доступа и использования.
Видно, что понятие БД управления знаниями понятие неоднозначное и навык «Ведение базы данных по управлению знаниями» носить под собой тоже может разное. Поддержка СУБД, поддержка системы wiki/CMS. На что направлены процессы ведения таких БД? Развитие с точки зрения классификации знаний? Администрирование с обновлением, ведением пользователей резервным копированием? Или же все вместе?
Скорее всего, этот навык касается небольших коллективов, в которых действительно БД управления знаниями существует в виде wiki или каталогов с офисными файлами. Знаю точно, что есть тема систем управления знаниями и этот термин уже легче интерпретировать к определенным навыкам.
А какие БД управления знаниями вы использовали раньше? Поделитесь пожалуйста в комментариях. Чем я ранее пользовался или использовал частично или изучал. Речь сейчас больше о вики и cms решениях:
- Confluence (конффлюэнс, конфлюнс, конфа) https://www.atlassian.com/ru/software/confluence удобная и гибкая среда с огроменным количеством интеграций и приложений,
- mediaWiki (медиа-вики) https://www.mediawiki.org/wiki/MediaWiki самый популярный движок для быстрого формирования связанных знаний, но что касается безопасности специальных категорий информации — надо думать. к слабым сторонам могу отнести и не эргономичные процессы добавление картинок и таблиц. В дополнение — отсутствие как катового процесса одновременной работы над материалом.
- DokuWiki (докувики) https://www.dokuwiki.org/dokuwiki (докувики) легковесный проект, почти повторяющий по сути движки с вики разметкой. У него добавляется только удобство в разворачивании.
- гугл-документы, майкрософт 365, айклауд от эппл, зохо, яндекс, — и так далее, все возможные вариации информационных экосистем.
- Не оставлю без внимания государственное ПО. Часто ссылаются на поручение президента от 12 июня 2023 г. и большие корпоративные стороны готовят свои решения, о которых можно узнать в реестре Минцифр https://reestr.digital.gov.ru
В прошлом году мне удалось увидеть одну из российских разработок от компании МинерваСофт. Свои комментарии после промоушн вебинара (прекрасное словосочетание) я оставил тут https://t.me/Analyst_Plus/203
Уровни ответственности SFIA
SFIA характеризует способности, связанные с базами данных управления знаниями, вторым уровнем ответственности — Оказание помощи (англ.: Assist).
Автономность сотрудника на этом уровне ответственности не предполагает критический взгляд дна практики и правила. Специалист работает под ранее прочитанными правилами, с ограниченной свободой действий при решении рабочих вопросов, под руководством старших коллег, к которым может обратиться за советом в непредвиденных ситуациях. Планируя свою работу в сжатые сроки. Другими словами — развивает базу знаний в рамках запроса на добавление, исправление, удаления информации и ведения пользователей, которым доступна та или иная информация.
Он может оказывать Влияние на ближайших коллег при взаимодействии с ними. Поддерживает часть внешних контактов с внешними заинтересованными сторонами (клиентами, поставщиками и партнерами).
Сложность работы такого сотрудника все же связана с:
- работой в различных условиях
- участии в решении рутинных проблем
- применении творческого мышления или
- предложении новых подходов к решению задач (хотя с автономной составляющей это не предполагается)
Деловые навыки
- Устное и Письменное общение (коллеги, внутренние пользователями/заказчиками)
- Знание и владение соответствующими методами, инструментами, приложениями и процессами
- Рационально и организованно подходит к работе
- Цифровые навыки для своей должности
- Может определить возможности собственного развития
- Полностью осведомлен об организационных стандартах Безопасности, Конфиденциальности и Этики и применяет соответствующие методы работы в своей работе.
Знания
- Обладает базовыми знаниями в предметной области.
- Демонстрирует применение основных общих знаний, которые обычно содержатся в отраслевых сводах знаний.
- Усваивает новую информацию, когда она представлена систематически, и эффективно применяет ее.
Комментарии можете оставить в блоге https://t.me/Analyst_Plus/233
0 комментариев